В основе всего – идея

Работа технологов на машиностроительном предприятии на первый взгляд не видна. Ведь это не они закручивают последнюю гайку на практически готовом изделии, не они проводят испытания машин перед сдачей их заказчику. Но без труда технологов всё это было бы невозможно.

Верные решения рождаются в ходе дискуссии. Заместитель главного технолога Андрей Никонов (в центре), начальник бюро мехобработки Антон Гришарин (справа) и технолог Александр Павлович

О том, какой вклад вносят инженеры-технологи в общее дело, рассказывает Алексей Челпанов, главный технолог ЗАО «СКБ». Впрочем, говоря о технологах, Алексей Валентинович не мог не сказать и про их коллег – конструкторов.

– Без участия конструкторов и технологов может работать только массовое, крупносерийное производство. В нашем же мелкосерийном производстве, тем более в условиях выполнения капитального ремонта, такое невозможно, – утверждает Алексей Челпанов. – Работа конструкторов и технологов начинается уже на этапе приёмки изделий, с получения ремфонда. Это оценка и дефектация машин, которые приходят на ремонт. Естественно, мы выполняем эту работу совместно с производственниками. На этом этапе мы принимаем решения о дальнейшей судьбе деталей машины: или допустить в производство, или забраковать, или доработать и использовать.

В партии техники, поступающей на ремонт, нет двух машин, для которых перечень необходимых работ будет одинаков. Есть, конечно, определённый набор деталей, которые всегда подлежат замене, например, резиновые изделия. Большинство же деталей требуется изготовить вновь. Решения по технологии их производства нужно принимать быстро, на ходу, и технологии эти зачастую уникальны.

– Очень часто приходится задействовать нашу лабораторию резания, – продолжает Алексей Челпанов. – Её специалисты могут выполнять эксклюзивные вещи, которые сложны в освоении для серийного выпуска. Их делают наши инженеры – совместно с работниками участка мехобработки 49-го цеха. Например, очень много времени лаборатория посвящает технологии притирки, когда необходимо получить микронную точность во взаимодействии двух деталей.

Безусловно, большим достижением технологов «Мотовилихи» в 2018 году стало восстановление выпуска стволов для гаубиц «Мста-Б». Их на предприятии не делали с момента окончания серийного производства изделия, то есть с начала 1990-х годов. Между тем, состояние техники из ремфонда год от года становится всё хуже.

– В прошлом году мы пришли к мнению, что необходимо делать стволы вновь. Совместно со специалистами Артзавода и завода «МГМ» нам это удалось, – рассказывает главный технолог. – Серьёзную работу провели металлурги, восстановив технологии выплавки, ковки, термообработки. Предварительную мехобработку провёл второй цех, третий цех сделал окончательные трубы. Качество труб на очень хорошем уровне, отклонений минимум. Кстати, уже в 2019 году мы перевели операции нарезки из второго цеха в третий, для этого модернизировали станок.

Работу по ремонту машин можно разделить на несколько этапов. Это разборка машины, дефектация, восстановление деталей и сборка изделия. Работа сложная, и чтобы всё шло как надо, без сбоев, предварительно была проведена систематизация самого порядка ремонта.

– В этом процессе активно участвовали и технологи, и конструкторы, и прочие службы, в частности, экономисты, в том числе нормировщики, работающие в цехах, – говорит Андрей Никонов, заместитель главного технолога. – Составили регламент ремонта машины. Определили, как будет проводиться учёт трудоёмкости. Собрать машину и сдать её – это только часть работы. Очень важно грамотно посчитать затраты и предъявить их заказчику, чтобы за выполненную работу получить деньги и не остаться в минусе.

Участие в проведении капитального ремонта спецтехники – большая и важная часть работы технологов «Мотовилихи». Но не меньшего внимания и сил требуют и другие стоящие перед ними задачи. Так, много труда все инженерные службы вложили в проведение квалификационных испытаний.

– На этапе перехода производства из ПАО «МЗ» в ЗАО «СКБ» они требовались по всем машинам, как если бы мы вновь ставили эти изделия на производство, – поясняет Алексей Челпанов. – Это множество документации. Участвовали все – и конструкторы, и технологи, и служба качества, и служба главного инженера. Мы доказали, что ЗАО «СКБ» в своём новом виде готово к выпуску серийной продукции.

При этом до семидесяти процентов времени технологи посвящают работе над опытными машинами. Это самоходные установки «Флокс» и «Магнолия».

– Если машины будут запущены в серию, то по многим их определяющим деталям уже разработаны и написаны технологии. Сделан хороший шаг вперёд, – отмечает главный технолог.

Вам также может понравиться...

Comments are closed.