Машиностроение – базовая отрасль экономики

Позиция

Основа основ

Машиностроение – базовая отрасль экономики. Так сложилось давно, и несмотря на разговоры о том, что мир вступает в постиндустриальную эпоху, будет еще долго.

Во всяком случае у нас в России. В канун профессионального праздника наш корреспондент побеседовал с человеком, который больше других знает о роли и месте машиностроения. Это один из руководителей предприятия «СКБ», дочернего общества «Мотовилихинских заводов», Вячеслав ЦЫБУЛИН.

— Машиностроение было и остается одной из базовых отраслей. Уровень его развития характеризует уровень развития государства. Понятно, что добывающие отрасли приносят большие дивиденды, в основном за их счет наполняется государственный бюджет. Но нефте- и газодобыча также являются потребителями продукции машиностроения. Производимые отраслью продукты (оборудование, техника – гражданского или военного назначения) определяют суверенитет страны, ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения – это одна из ключевых задач государства, без этой отрасли государство не может считаться состоявшимся.

Многие из машиностроительных предприятий страны являются единственными производителями той или иной продукции. К ним относится и наше. Исторически у нас сложилась глубокая кооперация с металлургическим производством, также входящим в состав «Мотовилихинских заводов». В нашей кооперации замкнут полный цикл производства вооружений и военной техники по направлению артиллерии. В этом уникальность нашего предприятия. Наша первоочередная задача – развивать машиностроение, изготовление реактивных систем залпового огня (РСЗО) также наша ключевая компетенция, чтобы не потерять эти компетенции, и чтобы государство имело возможность получать необходимую ему технику.

— Развивать – это значит внедрять новые оборудование и технологии. Что сейчас делается в этом направлении на «Мотовилихе»? Производство артиллерии на предприятии ведется полтора столетия, и не секрет, что в его цехах еще много станков, место которым в музее.

— Действительно, на «Мотовилихе» сохранилось много оборудования, выпущенного в прошлом веке.

Технологические возможности и техпроцессы, построенные на таком оборудовании, конечно не дадут нам возможности удовлетворять постоянно повышающиеся требования нашего заказчика – Минобороны. Поэтому на предприятии системно ведется работа по совершенствованию технологий и переводу изготовления номенклатуры со старого оборудования на новые обрабатывающие центры. Это сегодня первоочередная задача всего инженерно-технического персонала предприятия – конструкторов, технологов. За последние годы построен новый цех по производству труб для РСЗО, закрывающий не только производственные потребности «СКБ», но и потребности коллег с других предприятий близкого профиля. Также совместно с нашим головным предприятий – тульским «Сплавом» — разработана и уже реализуется большая инвестиционная программа. Она подразумевает приобретение современного станочного парка. Благодаря этому мы сможем выйти на более высокий качественный уровень изготовления деталей и сборочных единиц для нашей продукции.

— Переход на новые оборудование и технологии влечет за собой необходимость переобучения персонала или поиск специалистов, обладающих требуемой квалификацией. Как решается эта задача?

— С проблемой дефицита квалифицированных кадров сталкиваются все предприятия Перми. Она особенно усилилась в последние годы, в том числе – в связи с пандемией. Произошло вымывание с предприятий людей старше 65 лет, имеющих колоссальный опыт. А существующая сегодня система профессионального образования, к сожалению, не может подпитывать производство нужным количеством людей необходимой квалификации. Поэтому в последнее время был принят ряд решений, цель которых – широкое внедрение системы наставничества, обучение на рабочих местах. Но следует признать, что в полной мере это не может закрыть имеющийся дефицит персонала. Заказами Минобороны предприятие обеспечено, а в силу дефицита рабочей силы и не завершенной инвестиционной программы мы вынуждены ограничивать прием выгодных коммерческих заказов.

Первоочередная задача – максимально нарастить мощности и увеличить объемы производства, а значит, мы будем искать пути решения задачи по преодолению кадрового дефицита.

Самый простой способ привлечь людей на предприятие – это покупка специалиста на рынке труда. Для этого надо обеспечить ему достойную зарплату. Рынок рабочей силы достаточно сложный, в этой связи нам даже пришлось обращаться к помощи аутстафинговых компаний, которые помогали нам, подбирая специалистов из соседних регионов.

Кроме того, весной корпорация «Технодинамика» направляла нам специалистов со своих предприятий, три месяца у нас работали прикомандированные работники корпорации. Мы получили положительные результаты и достаточно интересный опыт. Сейчас мы активно ведем работу по привлечению персонала – основных рабочих, сдельщиков и повременщиков, которых нам сейчас не хватает. Это, в первую очередь, работники механических цехов – операторы, фрезеровщики, расточники, сварщики, слесари. С учетом того, что у нас уже есть ясность с контрактами на 2022 – 2023 годы, от Минобороны есть подтверждение будущих заказов по Государственной программе вооружения (ГПВ), и есть также большой спрос от наших постоянных иностранных покупателей, такие специалисты нам остро необходимы.

Таким образом, у нас нет других вариантов, кроме увеличения мощности предприятия, повышения объемов производства.

— На «Мотовилихе» работает старейшая на только в Перми, но и во всей России профсоюзная организация, в этом году отметившая 115-летний юбилей. Вы несколько созывов избирались членом профсоюзного комитета предприятия. Продолжаете активно участвовать в профсоюзной жизни и сейчас. Расскажите об этой стороне вашей работы.

— Профсоюз и администрация «Мотовилихи» всегда были партнерами. Основы этого сотрудничества были заложены давно, и эти более чем вековые традиции не позволяют нам сегодня работать по-другому. Сейчас, в этот сложный период времени, повышается роль профсоюза в таких важных для «СКБ», дочернего предприятия «Мотовилихинских заводов», направлениях, как закрепление персонала на предприятии, адаптация вновь поступивших сотрудников. Большая нагрузка при решении этих задач ложится на плечи председателей цеховых ячеек. Ведь именно они находятся в гуще заводской жизни, ежедневно взаимодействуют как с рабочими, так и с руководителями разных уровней, начиная от производственного мастера. Председатели цеховых комитетов профсоюза могут ответить на все вопросы, возникающие у вновь поступивших, в том числе и рассказать о преимуществах, которые дает членство в профсоюзной организации.

Я состою в профсоюзе с первого дня моей работы на «Мотовилихе», и я никогда не сомневался в правильности этого решения. Являюсь членом профкома предприятия с начала 2000-х годов.

В разные времена профсоюзная организация решала разные задачи, и в центре ее внимания неизменно находились права и интересы рабочего человека. Профсоюз всегда держит руку на пульсе предприятия, несмотря на многочисленные структурные изменения, происходившие на «Мотовилихе».

Недавно на «Мотовилихе» в каждом из входящих в ее состав предприятий – «СКБ», «МГМ», «Тепло – М» — были вновь заключены соглашения между профсоюзом и работодателями, дающие дополнительные гарантии защиты прав работников.

Наличие сильной профсоюзной организации всегда являлось и остается большим плюсом для любого предприятия. Это позволяет каждому сотруднику быть уверенным в том, что он надежно защищен.

Руководит профсоюзной организацией предприятия также бывший производственник Владимир Дмитриевич Зонов, долгие годы проработавший на разных направлениях производств

Кроме этого профсоюзная организация «Мотовилихи» активно участвует в мероприятиях краевой профорганизации Роспрофпрома, лидер которой Александр Андреевич Ховаев ранее «вышел» из «Мотовилихи».

В канун профессионального праздника Дня машиностроителя хочу пожелать коллегам и всем, кто связан с нашей отраслью, позитивного развития, заказов, обеспечивающих достойное обеспечение работников труда, здоровья, счастья и благополучия.

Никита АЛЕКСЕЕВ

Фото Николая Бородина

 

______________________________

Из газеты «Профсоюзный Курьер»

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.