Результат общего труда

Дата

Алексей Мамонтов

Тысячную пушку 2А70 готовятся собрать в цехе № 17 Завода по производству артиллерийских систем. «Мотовилихинские заводы» начали серийный выпуск этого орудия в 2011 году.

О том, как шло освоение изделия, рассказывает Виталий Хоменок, Первый заместитель директора — Генеральный конструктор ЗАО «СКБ»:

– Пушка разработана в 1980-х годах тульскими оружейниками, известными конструкторами Грязевым и Шипуновым. Ранее эту пушку делал Нижегородский машиностроительный завод, он тоже был артиллерийским, но потом его перепрофилировали. Встал вопрос о том, кто будет делать пушку. В феврале 2010 года поступило предложение освоить её выпуск на «Мотовилихе». После рассмотрения предложение было принято, несмотря на принципиальные отличия от наших пушек в конструкции и технологии противооткатных устройств и затвора.

Освоение этой пушки шло очень тяжело. В первый год мы сделали всего 14 орудий. Огромный вклад в постановку изделия на производство сделали наши технологи под руководством моего советника Геннадия Васильевича Стрелкова. Они разработали 8 программ улучшения качества изготовления пушки.

Первые три образца были собраны в цехе № 6, затем производство велось в «Третьем Спецмаше», у Юрия Яковлевича Пидченко. Цех № 11 успешно сделал 10 штук, и вдруг на 11-й пушке начались проблемы с экстракцией: гильза не вылетала с положенной скоростью на нужное расстояние. А ведь ранее в Нижнем Новгороде было выпущено почти 2,5 тысячи этих пушек, и все работали.

Нашим конструкторам была поставлена задача – разобраться с проблемой. Мы смоделировали динамику работы пушки при выстреле: сделали 3D-модель и провели видеосъёмку, скрупулёзно рассмотрели экстракцию гильзы и механику работы каждой детали. Дело в том, что эта пушка очень чувствительна к скорости наката откатных частей и одновременному срабатыванию экстракторов, отвечающих за выбрасывание гильзы. Держателями документации были разработчики – Конструкторское бюро приборостроения в Туле. Конструкторы КБП не хотели признавать, что есть конструктивные дефекты. Как следствие, в мае 2011 года мы полностью прекратили выпуск пушек, потому что они не стреляли.

Бесконечные совещания в Москве и Кургане, в которых я участвовал, ничего не давали. Когда ситуация дошла до точки кипения, это был декабрь, мы фактически остановили работу «Курганмашзавода» по выпуску БМП-3, и разбирательство вышло на уровень коллегии ВПК. Наши компромиссные варианты – а мы предлагали внести изменения по аналогу наших пушек – не были приняты.

Наша конструкторская школа и школа КБП – разные. КБП специализируется на автоматизированных скорострельных пушках, применяемых на самолётах, в то время как специализация «Мотовилихи» – самоходная артиллерия. Тем не менее, нашим специалистам удалось найти пути выхода из сложившейся ситуации. В итоге Конструкторское бюро приборостроения согласилось на один из наших вариантов. Была снижена скорость наката, тем самым удалось добиться стабильной работы пушки.

Сейчас мы пристально следим за качеством изготовления изделия 2А70. Малейшее отклонение в размерах ведёт к тому, что оно не стреляет. В этом отличие пушек КБП от «мотовилихинских». Наши стреляют даже засорённые песком, политые водой, при морозе минус 50 градусов. Наши всегда работают.

Рассказ Виталия Робертовича дополняет Геннадий Стрелков, советник Генерального конструктора:

– Это изделие проектировалась не под наше производство. К тому же Нижегородский машиностроительный завод, выпускавший эту пушку, нам ничего по ней не передал.

Технологам «Мотовилихи» нужно было до всего доходить самим. Первые три пушки выпустил шестой цех. Такое решение приняли для освоения технологии, принципиально отличающейся от нашей, с последующей передачей в «Третий Спецмаш».

Самыми сложными для нас оказались противооткатные устройства. Наши пушки оснащались гидравлическими устройствами, а у этой они были пружинные – 24 пружины, навитые из тросиков. Их изготовление мы организовали в Краснокамске. Сложными в освоении оказались казённик и клин – маленькие, не тех габаритов, с какими работали мы. Помню, Алексей Тулаев из шестого цеха сутки вручную приделывал клиновой паз казённика.

У нас не было специальных инструментов и технологической оснастки, которые использовал завод в Нижнем Новгороде. Всё пришлось придумывать и делать самим, причём требовалось уложиться в ту же трудоёмкость и материалоёмкость, какая была на Нижегородском машзаводе, чтобы быть конкурентоспособными.

Трудом и инициативой наших инженеров – технологов Андрея Никонова, Дмитрия Грамотнева, Михаила Поносова, Максима Ильиных, Вадима Машалова, Михаила Мелехина, конструктора Максима Садакова были найдены и реализованы решения по проблемным вопросам. Активно участвовали в реализации решений производственные мастера Павел Корзунин и Юрий Чернавин. Это позволило освоить производство изделия 2А70 на «Мотовилихе».

В цехе № 6 пушку собирали отец и сын Тулаевы, Пётр Николаевич и Алексей Петрович, а также Дмитрий Серегодский.

О том, как решали проблемы, возникшие при изготовлении первых экземпляров орудия, вспоминает Владимир Тюшев, заместитель начальника конструкторского отдела артсистем:

– Несколько изделий были сделаны легко, без запинки – те три первых комплекта, что собирали в шестом цехе. А потом при производстве в 11-м цехе «Третьего Спецмаша» появились проблемы. Пожалуй, главная – это слабая экстракция гильзы после выстрела. У этого орудия гильза выбрасывается из боевого отделения, поэтому экстракция должна быть энергичной, чтобы гильза не оставалась в башне. Для выявления причины проблем проверяли разные варианты, проводили полную разборку с контролем параметров. Делали даже так: разобрали изделия, заменили отдельные детали, собрали вновь – и несколько изделий заработали. Надо было найти закономерности.

К поиску решения привлекали специалистов Нижегородского машзавода. В итоге совместными усилиями проблема была решена. Мы настояли на том, чтобы Конструкторское бюро приборостроения внесло в основной комплект документации изменения, сделанные на основании наших предложений.

Сегодня все проблемы с конструкцией пушки и технологией её изготовления решены. Изделие успешно собирают в цехах Завода по производству артиллерийских систем. Говорит его директор Вячеслав Цыбулин:

– Наши цеха при постановке на производство изделия 2А70 были основными изготовителями комплектующих. В дальнейшем, с середины 2013 года, завод приступил к полному циклу изготовления этого изделия. С 2014 года в механическом производстве изготовление деталей было переведено на новое оборудование цехов № 15 и № 3, что позволило увеличить объёмы производства и повысить качество изготавливаемых деталей и сборочных единиц. За период с 2014 года было реализовано большое количество организационно-технических мероприятий, направленных на переход к серийному производству 2А70. Они потребовали на особо «узких» местах организовать работу по непрерывному графику.

В 2016 году мы вышли на максимальные объёмы производства – было сделано более трёхсот изделий 2А70. Хороших показателей завод достиг в 2017 году и был ограничен только объёмом заключённых контрактов. В прошлом году мы также шли в нормальном темпе, в результате программа 2018 года по контрактам ПАО «МЗ» была выполнена

уже в октябре. Далее, в связи с необходимостью проведения квалификационных испытаний, вызванных переходом производства в новое юридическое лицо, окончательная сборка и сдача изделий были приостановлены до января 2019 года. В результате в 2018 году было произведено 163 изделия и обеспечен передел по механическому производству на программу начала 2019 года.

В этом году объёмы несколько увеличатся. Исходя из заключённых и близких к заключению контрактов, план производства предполагает сдачу 20-25 изделий ежемесячно. Наши изделия идут двум основным потребителям – на «Курганмашзавод» и на «Туламашзавод», а также в рамках прямого трехлетнего госконтракта с Министерством обороны РФ.

В ходе освоения изготовления 2А70 механическое и сборочное подразделения завода значительно повысили компетенции в части производства этого изделия, поэтому выполнение поставленных задач не вызывает у коллектива артзавода сомнений.

Наша справка

100-мм орудие — пусковая установка 2А70

Масса орудия – 332 кг, практическая скорострельность – 10 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда – 250-355 метров в секунду в зависимости от типа выстрела.

Является универсальным артиллерийским средством поддержки пехоты, находящимся в распоряжении непосредственно пехотных подразделений. Предназначено для оснащения боевых машин пехоты (БМП-3, БМП-3М, БМД-4).

Запуск управляемых снарядов производится из ствола орудия без выхода экипажа из БМП, что является важным достоинством орудия.

– «Мотовилиха» доказала, что способна осваивать сложнейшие изделия в кратчайшие сроки. Я уверен: ни один завод в России не сможет освоить орудие 2А70 меньше, чем за три года. Мы же через год после начала производства начали поставлять пушки на заводы-изготовители БМП, – подчёркивает Виталий Хоменок. – Сейчас мы вышли на режим выпуска тридцати пушек в месяц и сегодня являемся единственными поставщиками этой пушки, которая применяется на БМП-3 и в боевом модуле БМД-4.

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.