Жизнь доказывает, что в ней мало случайностей и много закономерностей. Она, как греческие Мойры, так замысловато, но точно плетёт кружево человеческой судьбы, что остаётся только поражаться её хитросплетениям. Доказательство – удивительная судьба Геннадия Эдуардовича КУЗЬМИЦКОГО.
Как вы думаете, где мог родиться будущий генеральный директор Пермского порохового завода (1992-2007), доктор технических наук, профессор, отмеченный Государственной премией и орденами Дружбы и Почёта, двумя премиями РФ?
* * *
Город Котовск сравнительно молод. Его начали строить в 1914 году по соизволению императора Николая II как посёлок под названием Пороховой завод. Это было первое на Тамбовщине крупное казённое предприятие оборонного значения. Именно здесь работал дед Геннадия Эдуардовича, электрик порохового предприятия, коммунист. Он отказался отдавать внука своему сыну Эдуарду, когда после окончания Котовского индустриального техникума тот получил распределение в Пермь. Вот так и получилось, что родители в 1955 году уехали работать, а трёхлетний Гена остался с дедушкой и бабушкой.
«Очень меня дед любил!» – говорит Геннадий Эдуардович и задумывается. Интересно, о чём он вспоминает? Может, о том, как неожиданно его дед – убеждённый коммунист – попал в тюрьму по навету за то, что не успел вовремя распространить билеты государственного займа? Может, о том, как дедушка учил внука читать по статьям газеты «Правда», да ещё и контролировал процесс понимания прочитанного? Авозможно, о том, как страшно было мальчику ехать в незнакомый город к родителям от дедушкиной ласковой строгости и бабушкиных пирогов?
* * *
Это сейчас кажется ужасной жизнь в коммунальной квартире: в трёх комнатах – три семьи. Но Геннадий Эдуардович вспоминает эти годы детства как самые счастливые. Все соседи помогали друг другу. Родители постоянно были на работе: отец трудился в цехе № 3, мама – в цехе № 7, за детьми приглядывали бабушки всех трёх семей. Если одни соседи пекли пироги, то чай с выпечкой пили все вместе… Праздники и горести одной семьи переживали все жители коммунальной квартиры. Постепенно соседи разъехались: перебрались в собственное жилье. Витоге семья Кузьмицких осталась в этой квартире одна: бабушка, родители, сын и дочь.
Наверное, немного таких людей, которые прожили всю жизнь в одной квартире… Этот простой эпизод как нельзя лучше характеризует человека: одна квартира, одно предприятие, одна семья, одна жизнь, которую нужно «прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»…
* * *
После окончания школы Геннадий с другом решили поступить в политехнический институт: престижно, интересно… Выбрали мужскую специальность – строительную. Решили стать инженерами-сантехниками. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Поэтому судьба сделала всё возможное, чтобы будущий пороховик не поступил: первые два экзамена юноши сдали удачно, на третьем «провалился» друг, а Геннадий из чувства солидарности отказался дальше штурмовать престижный вуз. Выпили приятели красного вина по 20 копеек из автомата, что был установлен в кафе «Космос», напротив политеха, и отдали свои документы на вечернее отделение химико-технологического факультета.
Кстати, кафе «Космос» было любимым у всех студентов-«шестидесятников». Именно сюда пришли друзья после второй неудачи: им снова не повезло, в первую сессию они не сдали математику! Иснова нашли выход из сложной ситуации: приятель поспешил взять академический отпуск на год, а Геннадий решил поступать через год. Врезультате следующей осенью они оказались на первом курсе дневного отделения в одной группе! * * *
Но если вы полагаете, что на этом приключения двух друзей закончились, то ошибаетесь! Это было только начало… Судьба продолжала плести интриги, испытывать Геннадия Кузьмицкого на прочность… Вследующий раз приятели «срезались» на сопромате – дисциплине, изучающей сопротивление и прочность различных материалов. Помните известные стихи советского поэта Николая Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей»? Так оказалось, что сопромат испытывает на прочность не только металлы, но и человеческие характеры. Не сломался Геннадий, не согнулся… Аотслужил в армии, женился на дочери офицера и, вернувшись в Пермь, снова сел на студенческую скамью!
* * *
Почему-то в юности нам все препятствия кажутся преодолимыми: море – по колено, горы – по плечу… Это с возрастом мы становимся осмотрительнее, благоразумнее, мудрее. Впрочем, разве осторожность и мудрость – синонимы? Вот молодая семья Кузьмицких: Геннадий – студент, супруга – в декрете по уходу за ребёнком, сын – кроха… Как жить? «Все проблемы решаемы!» – заявила молодость: ребёнка отправили в ясельки, мама туда же устроилась работать нянечкой, а молодой глава семьи стал здесь же трудиться сторожем.
* * *
Так постепенно закалялся характер Геннадия Эдуардовича. Зато как приятно было слышать на очередном экзамене по сопромату от преподавателя: «Можешь мне чистый листок сдать. Япоставлю тебе хорошую оценку»! Так оценил строгий педагог армейскую службу Кузьмицкого… Но снова Геннадий проявил характер. Экзамен сдал самостоятельно. На твёрдую «четвёрку»!
Защищал диплом по специальности у знаменитой Евгении Гавриловны Романовой – легенды пороховой отрасли. В1970 году она преподавала в Пермском политехническом институте, заведовала кафедрой «Химическая технология» инженерного химико-технологического факультета. Евгения Гавриловна высоко оценила знания и упорство выпускника и напутствовала его такими словами:«Чтобы ровно через десять лет стал главым инженером! Ятогда ещё живая буду».
Её слова Геннадий Эдуардович выполнил на сто процентов. Ровно через десять лет он стал главным инженером НПО имени С.М. Кирова. Но это уже совсем другая история…
_______________
Публикация в газете «Кировец»