Не могу представить свою жизнь без завода!

В Перми появится необычный объект – забор, на котором известные пермяки оставят отпечатки своих пальцев. Идейный вдохновитель затеи – журналистка и арт-деятель Аника Рикшкововец. Многие из вас помнят «дом с Есениным» в центре Перми. Новый арт-объект появится на его месте, в квартале между улицами Луначарского, Куйбышева и Пушкина.

Экспозицию разделят на три условные части: «Мастерство», «Творчество», «Промышленность». «Отметятся» на арт-объекте врачи, инженеры-конструкторы, художники, музыканты, балерины и многие другие, среди них – заводчанин Геннадий Васильевич Стрелков, в прошлом – главный технолог и технический директор «Мотовилихинских заводов», а сейчас – советник главного инженера.

Редакция газеты «Мотовилихинский рабочий» встретилась с Геннадием Васильевичем, чтобы поговорить о заводе и о жизни.

Геннадий Васильевич родился в деревне Большой Зетым, в Удмуртии, в 1948 году. В 1966 пришел работать на Пермский машиностроительный завод им. Ленина (ПАО «Мотовилихинские заводы»). Прошел путь от фрезеровщика до главного технолога и технического директора. В 1976 году окончил Пермский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, станки и инструмент». Имеет государственные награды: в 1979 году награжден медалью «За трудовую доблесть», в 1995 году присвоено звание «Заслуженный технолог Российской Федерации», является Лауреатом Премии Правительства по науке и технике за 2002 год. Геннадий Васильевич внёс неоценимый вклад во внедрение новых технологических процессов по обработке командных деталей артиллерийских изделий, внедрению первых станков с ЧПУ в артиллерийском производстве, включая создание автоматически переналаживаемых линий по обработке сложных корпусных деталей. В сложные для завода и всей страны 90-е годы принял непосредственное участие во внедрении новых позиций конверсионной гражданской продукции «Мотовилихи».

— Геннадий Васильевич, как вы попали на «Мотовилиху»?

— История забавная. После школы я решил поступать в пермский Политех. Приехал, конечно, с родителями, они остались ждать меня со вступительных экзаменов в районе Кислотных дач. И благополучно экзамены провалил! Поступил как настоящий мужчина, помог незнакомой девушке решить задачи, за это меня и удалили с экзаменов. Чтобы оттянуть время разговора с родителями, пошел пешком до Кислотных дач. Проходя по улице Свердлова мимо «Мотовилихинских заводов» (с 1934 года —  Государственный союзный завод № 172 им. В. М. Молотова, с 1957 года — Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина), увидел объявление о приёме на работу и сразу подал заявление в отдел кадров. Так в один день моя судьба была решена.

Начал работать в 71 цехе на ракетном производстве. Отслужил в армии, вернулся на завод, устроился в общежитие на Лебедева, 25. Начальник отдела кадров, окинув меня взглядом, сказал: «Нам такие гренадёры во второй цех нужны!» Дело в том, что станки были высокие, больше двух метров. Но и моего высокого роста не хватало, приходилось вставать на казённик, чтобы крепить фрезу.

В Политех я всё же поступил, но позже, на вечернее отделение. До окончания института оставалось ещё три года, а меня уже пригласили работать конструктором. Об этом узнал Аркадий Андреевич Меркушев, на тот момент – главный технолог предприятия, от начальника техбюро цеха №2 Льва Сергеевича Болотова. Аркадий Андреевич убедил меня идти в технологи. И с 1973-го года я прошел длинный путь: от простого технолога до главного технолога завода и технического директора.

— В производстве каких орудий вы принимали непосредственное участие?

— Ко многим изделиям я, так или иначе, приложил свою руку: танковая пушка 2А46 М, пушка М-46 — безотказная, надежная, как автомат Калашникова, АКАЦИЯ, НОНА-С, НОА-СВК, ГИАЦИНТ-Б и ГИАЦИНТ-С, ГИАЦИНТ-Б, МСТА-Б — легендарная пушка, миномёты 2Б11, 2Б23, 2Б8 ТЮЛЬПАН, пусковая установка 5П85Д системы С-300, боевые машины РСЗО СМЕРЧ, ГРАД. Какие-то сразу выходили на «отлично», другие были «головной болью». Например, пушка 2Б16 для десантников, с ней было много проблем. Люлька этой пушки выполнена из алюминиевого сплава, отчего легкая и капризная. Полгода конструкторы и технологи доводили эту пушку до ума. В итоге всё же выпустили, отправили в серийное производство. Но очень скоро Министерство обороны перестало заказывать эти изделия.

— Какой момент в работе был самым сложным?

Перестроиться было, конечно, сложно. Своего конструкторского бюро (для разработки дорожно-строительной техники) не было, работали с московским ВНИИ «СТРОЙДОРМАШ», но краны по их чертежам ломались. И здесь я сыграл важную роль, занимался созданием конструкторского бюро, системами и методиками работы. Так, уже в должности технического директора, занимался и «военкой» и «гражданкой».

Искал методы работы с нуля, читал литературу по организации инженерной деятельности. Побывал почти в двух десятках стран: ездили на производства, выставки, предприятия, изучали опыт. Всё это вылилось в создание научно – производственного центра, которым и руководил. Осваивали прогрессивные методы организации деятельности конструкторов и технологов. Сейчас уже молодым передаём свой опыт, знания, полученные тогда.

— «Мотовилихинские заводы» для вас – это…

— Вся моя жизнь. А как иначе? Я пришел сюда сразу после школы. Вернулся после армии, работу осваивал за станком, получил профильное высшее образование. Здесь работают мои дети, друзья. 56 лет я хожу на работу через малую проходную, начинал фрезеровщиком, дорос до ответственных должностей, сейчас мой опыт тоже нужен, работаю уже в качестве советника главного инженера. Не могу представить свою жизнь без завода!

Сноски:

«Запомнился такой случай. На испытательную площадку приехал замначальника «ГОСГОРТЕХНАДЗОРА» из Москвы. После испытаний он очень внимательно осматривал кран со всех сторон, я, конечно, поинтересовался, что же он там ищет. На что получил ответ, что обычно краны после испытаний в подтеках масла, пыли и грязи, а «мотовилихинский» кран чистый, значит, отлично сработан».

«Проводили эксперимент: ставили открытый коробок спичек, кран его опускал, не помяв тонкий картон. Идеальная гидравлика. Или такой эксперимент: ставишь тонкий стакан, задача – остановить кран почти вплотную к стеклянным краям и не разбить. Здесь уже система управления краном показывала чудеса.  Не зря в 2002 году получили премию Правительства за разработку кранов. Заслуженная награда, они действительно были лучшими в России!»

 

______________

Публикация из газеты «Мотовилихинский рабочий»

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.