Соликамцам — выстоявшим и победившим в годы ВОВ

1 ЧАСТЬ. ЭВАКУАЦИЯ

Здесь на соликамской земле в тяжёлые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. яростно ковалась Победа в глубоком уральском тылу.

«Выстоявшим и победившим, презревшим голод, холод, живым и погибшим первостроителям и рабочим завода № 577» посвящается наша встреча, которая уносит нас в те далёкие «сороковые, роковые»… 22 июня 1941 года – началась Великая Отечественная война. Тяжёлыми и трагичными были первые месяцы войны. Немецкая армия стремительно наступала и продвигалась вглубь страны на 1000 километров. Большая часть западного военно-промышленного пояса СССР была захвачена неприятелем, а основная часть оказалась в зоне действия вражеской фронтовой авиации. Огромная задача стояла перед страной по перемещению военно-промышленной базы страны из западных и центральных районов Советского Союза в восточные. Важно отметить, что на востоке страны к лету 1941 года выпускалось всего 18,5% военной продукции.

Над страной нависла смертельная опасность. Под руководством Государственного Комитета Обороны началась массовая эвакуация промышленных предприятий. Переход экономики СССР на военные рельсы проводился в необычайно сложных условиях. Передвигались миллионы людей, перемещались сотни предприятий, десятки тысяч станков, прокатные станы, прессы и другое оборудование. Вдумайтесь, только на Урал было эвакуировано 455 предприятий, из которых уже к концу 1942 года было восстановлено свыше 400.

Решение о строительстве в Молотовской области (так тогда называлась Пермская область) нового оборонного завода было принято Советом народных комиссаров СССР ещё накануне войны – 6 июня 1941 года. Тогда же будущему заводу присвоен и номер – 577. Директором строящегося завода был назначен. Вано Васильевич Мейпариани. Вместе с ним прибыла небольшая группа специалистов – главный инженер, главный технолог, начальник отдела оборудования.

Строительство секретного порохового завода началось в октябре 1941 года в лесном массиве Боровой. Выбор места, несмотря на заболоченные участки, высокий уровень грунтовых вод,   был не случайным  наличием узкоколейкого пути ЖД ветки Соликамского ЦБК. Этот путь был очень важен: по нему должна была отправляться на фронт продукция оборонного предприятия.

Завод «Урал» относится к числу предприятий, перебазированных из районов, которым угрожала оккупация. По постановлению Государственного комитета обороны 29 октября 1941 года из с. Петровеньки Луганской обл. в г. Соликамск Молотовской обл. был эвакуирован завод № 59 Наркомата боеприпасов.

12 октября 1941 года – дата начала эвакуации завода №59 и продолжалась 17 суток.

Шёл демонтаж и отправка оборудования. Оборудование грузили в вагоны и на железнодорожные платформы только ночью, и только в ночное время сформированные эшелоны отправляли на восток, в район эвакуации.

Параллельно с погрузкой оборудования и материалов готовились крытые товарные вагоны для отправки людей. Вагоны оснащались 2-х ярусными нарами и печами-буржуйками.

В период эвакуации над заводом летали немецкие разведчики. Их тогда из-за спаренной конструкции фюзеляжа называли «рамами». Бомбить фашисты эшелоны не решались, надеясь все же захватить оборудование завода. Особенно страшный налёт был на станции Тихорецкая. По воспоминаниям военного представителя Военно-Морского Флота СССР на заводе № 59 Авраама Израиловича Прагера (карточка): «Немцам было известно, что представляет собой завод, так как в своё время здесь установили большое количество уникального оборудования, изготовленного немецкой фирмой Круппа, которое монтировалось с участием специалистов этой фирмы.

Штаб эвакуации завода предложил мне выехать на станцию Дебальцево… для получения вагонов… Вагонов не хватало, многие из них были уже со следами бомбёжек и пожаров – обгорелые, без бортов и стен, с продырявленными крышами. … приходилось круглыми сутками добывать вагоны, заставлять разгружать вагоны с грузами, не имеющими особой ценности, а затем отправлять их на станцию Петровеньки…».

Грузились в большой спешке: линия фронта стремительно приближалась. Всего на восток отправились 4 эшелона с людьми и оборудованием. Продвижение на Урал шло крайне медленно: от Ворошиовграда на юг – в Ростов-на-Дону, потом в сторону Воронежа (до Россоши) – и опять в обратном направлении. Часто эшелон перемещался по нечётному пути[1] – обратному нужному направлению… 30 декабря 1941 года в сорокоградусные морозы после двух месяцев мытарств в  Соликамск стали поступать составы с людьми. Эшелоны пришли в Соликамск без потерь.

Из воспоминаний первостроителей:  «До Урала добирались 70 дней. Приехали человек 300. Зима. Морозы стояли трескучие — до 56 градусов.»

С прибытием эвакуированных специалистов-пороховщиков возросли и темпы строительства, но возросли и трудности. Не было зимней одежды, жилья.


[1] На запад и юг поезда идут по нечетному пути, а на север и восток по четному.

Первый руководитель завода Вано Васильевич МЕЙПАРИАНИ сумел в условиях военного времени не только построить завод, но и наладить выпуск продукции, необходимой фронту. Вместе с ним прибыли рабочие и инженеры, которые занимались подготовкой оборудования к монтажу. Вано Васильевич обладал исключительно высокой работоспособностью, заряжал своей энергией людей, работающих рядом с ним. О нем отзывались как о мощном руководителе, грамотном специалисте, требовательном и строгом, с кавказским темпераментом, и то же время  внимательном и отзывчивом человеке. Огромное напряжение сил требовалось для того, чтобы принять большое количество эвакуированных людей, разместить в маленьком городке, обеспечить питанием, организовать быт.

Быстро строились бараки, в них переселяли эвакуированных. По своей конструкции бараки назывались каркасно-засыпными, но из-за холода их прозвали «каркасно-продувными». Матрасы набивали соломой, стружкой. Кормили супом из крапивы и кашей заварухой.

Еще до пуска завода из письма В.В. Мейпариани Военному Комиссару мы видим, что ситуация была настолько сложной, что требовала упорства и смелости. Вано Васильевич действовал открыто, жёстко, с критикой вышестоящего руководства. Из письма В.В. Мейпариани в ЦК ВКП(б):«… только при помощи ГК ВКП(б) я мог принять в конце декабря и в начале января сотни эвакуированных рабочих, имея только желание и звание директора, но не имея ни жилья, ни транспорта…»

Директор завода Вано Васильевич был, как сегодня бы сказали, коммуникабельным человеком. Всегда пользовался личными контактами с руководителями соседних предприятий – калийный комбинат, магниевый комбинат тогда входил в состав калийного, большую помощь оказывал бумажный комбинат. Пригодился и опыт работы директором детского лагеря «Артек». Он с легкостью находил общий язык с подростками и молодёжью.

В истории завода Вано Васильевич оставил о себе добрую память. До сих пор в памяти пусковиков он является примером стойкости и трудолюбия.

С помощью Соликамского горкома ВКПб и первого секретаря Зои Петровны Семёновой, было набрано более 400 человек, в основном подростков, для обучения профессиям порохового производства. Слесарей и электриков комплектовали из числа выпускников, эвакуированных в Соликамск ремесленных училищ. При заводе были организованы курсы по обучению шофёров, электриков, слесарей и лаборантов.

Военный завод с секретным названием п/я 577 в городе называли ласково: «Детский сад Мейпариани». Подростки трудились без устали и не задумывались о своей жертвенности и подвиге. Работали за себя и за ушедших на фронт товарищей. Им было по 13-15 лет. Сейчас мы их с уважением называем «пусковиками». По данным на 1944 г. среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось  2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков. Напомним, что завод строился в совершенно неприспособленном месте. Для проектирования завода из Москвы в Соликамск была направлена бригада проектировщиков ГССПИ-1. Главным инженером проекта стал Андрей Павлович ТАРАСОВ – высококвалифицированный специалист пороховой промышленности, в послевоенные годы доцент Московского химико-технологического института им. Менделеева, автор нескольких учебников по пороховому делу. Говоря о становлении завода и его строительстве нужно вспомнить Ивана Павловича Бойкова. Начальником строительного производства был назначен генерал Иван Павлович БОЙКОВ, опытный организатор в этой области. Строители заранее создали производственную базу (лесозавод, столярная и механическая мастерские), на основе которой образовалось новое предприятие в городе – Комбинат строительных деталей (КСД). На всю стройку имелся в наличии один паровой экскаватор, единственным транспортным средством была лошадь с санями, находящимися в распоряжении директора. Темпы строительства были значительными. Работа велась вручную, в нечеловеческих условиях. О специальной технике (кранах, экскаваторах, самосвалах и пр.) не было и речи. День и ночь горели костры, чтобы прогревать землю. Работали по 12 часов сутки с самоотдачей. Вот это есть трудовой подвиг. Разработка грунта даже зимой велась киркой, ломом и лопатой. Из воспоминаний эвакуированных рабочих мы знаем, что «строили быстро. Ставили коробку, стены и сразу затаскивали оборудование. Не было крыши, а вальцы уже стояли. Работали по 12 часов, по трое суток не выходили с завода.» Строительство завода продолжалось параллельно с его эксплуатацией.

продолжение следует…

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.