Судьба человека, история завода – всё едино

Иван Павлович Абакшин — Пусковик завода №577 (ныне АО «Соликамский завод «УРАЛ»).

Своё повествование Иван Павлович начинает с детства. Трудное детство для миллионов советских детей, проходящее в летописи истории Великой страны – репрессии, военный период. «Родился в деревне Дубовая в Фокинском районе под Пермью. Отца звали Павел Кузьмич, маму Прасковья Михайловна. Отца признали тогда «средняком», не кулаком. Он заведовал сельсоветом. По службе были у него и доброжелатели, и завистники. По доносу его арестовали и увезли в Свердловскую область. Дом, корову, лошадь – всё забрали в колхоз.
После освобождения отец перевёз семью на Калийную горку в Березники. Тогда там построили первый ствол. Моя семья, мама, папа, я и мой брат Николай, жили в бараке. Для тех, кто работал на комбинате построили двенадцать бараков двух видов: ИТК (исправительно- трудовая колония) и «володинка». В каждом бараке жило по тридцать человек. Наша комната была 18 квадратных метров. Семейный быт обустраивали сами, клали печь, делали ремонт», — вспоминает Иван Павлович. Когда семья переселилась в Березники, нашему герою было всего пять лет.
✅В 1941 году по окончании 7 классов Иван Павлович поступает в ремесленное училище. «Мне было пятнадцать лет. Проучился я там около двух лет на электрика. Помню, как к нам в училище пришел представитель с завода и сразу заинтересовался электриками, слесарями. Всех нас забрали на завод. Сложные времена для нашей семьи и страны настали… Когда я еще учился в «ремеслухе», умерла мама в возрасте тридцати пяти лет от туберкулёза. Брат Николай учился в Губахе на фельдшера, оттуда его и забрали на фронт в 41-м. Он попал в плен, в концлагерь, а нам пришла похоронка. Николаю удалось сбежать из плена: выживал как мог, воровал картошку из ям. Позже от него пришло письмо, что жив-здоров».
✅Иван Павлович хорошо помнит свой первый рабочий день на заводе — 18 июня 1942 года. Воспоминания буквально захлестнули его и взор рассказчика устремился в прошлое.

  • Энергетиком у нас был Сухарев. Сначала я работал электриком, обслуживал здания, где работали вальцы, пресса, файн-вальцы. Пресса штамповали шашки к «Катюшам». Через год Сухарев поставил меня мастером и у меня в смене было три электрика, девочки-ровесницы. Сухарев, специалист с Волгограда, был моим первым начальником, наставником. Жил он с семьей, с женой и дочерью, в деревянных домах. После войны они уехали в Волгоград. Сухарев отличался хорошим характером. У него была привычка, когда кто-то провинился, он говорил: «Я вам всем по шеям надаю! Работайте, давайте!». А мы и не боялись – его уважали. Если начальник хороший, так его поддерживают все. Мы, молодые работники, познавали оборудование постепенно, изучали, работали ответственно.
    Нашего героя определили в 4 цех, поселили в общежитие для рабочих завода. Рабочий день тогда длился с 8 утра до 8 вечера или с 8 вечера и до 8 утра без выходных с небольшим перерывом на отдых. Отдыхали, как правило, в пересменку.
  • В общежитии я прожил недолго. Молодежь была шумная, я не высыпался, не отдыхал, а на работе уставал сильно. В 4 цехе была мастерская, в ней находилась отдельная комната. Там мы иногда и спали, не отходя от производства. Домой я ходил пешком на посёлок Шахтерский. Вставал в пять утра, в шесть — выходил на работу. Полвосьмого — я уже был на заводе. Ходил так до окончания войны.
    Всем мужчинам, кто работал на заводе дали бронь до окончания войны. Завод охраняли солдаты с воинской части, они жили во Втором районе. Про трудовую дисциплину на производстве Иван Павлович особо помечает: на проходной работников, именно мужчин, обыскивали тщательно, так как курить на заводе нельзя, но случалось, что ловили нарушителей и с ними не церемонились – наказывали строго.
    Вспомнил наш герой первого директора завода Мейпариани Вано Васильевича: «Начали строить 44 здание. Спускаем оборудование. Надо было собирать центрифугу. Пришёл директор и главный инженер. Изоляция была слабая нельзя было давать нагрузку. А от нас еще толку нет. Тогда Мейпариани снимает тужурку, закатывает рукава и говорит: «Говорите, что надо делать?!».
  • Он помогал собирать мотор. Вытащили ротор. Поставили на просушку. На следующий день надо было собирать двигатель, запустили центрифугу… Смотрим, он пишет записку директору столовой Шаховой: «Всех ребят накормить досыта. Досыта!!!».
    И тут Иван Павлович не сдержался – навернулась слеза. В.В. Мейпариани для заводских мальчишек стал примером и в труде, и в жизни. Вовремя засучить рукава, прийти на помощь, работать, не жалея сил, проявить отеческую заботу – вот образ истинного руководителя. Этот поступок научил молодых рабочих и дальнейшем не унывая преодолевать трудности.

Вам также может понравиться...

Обсуждение закрыто.